Как решать конфликты на детской площадке

ссоры в песочнице

…Вмешиваться ли в конфликты на детской площадке? Я  считаю, что сами разберутся — тем более, что зачинщик – моя дочка — все время игрушки у всех отбирает. А подруги говорят, что надо пример подавать, и показывать, как решать проблему…

Лидия, мамы Риты (1,5 года)

Разрешение детских конфликтов – дело тонкое!Детские конфликты на прогулке

С одной стороны, в таких «разборках» нам очень жалко своего малыша – он такой незащищенный, наивный.  Не защитить  его – значит бросить, предать…

С другой стороны,  если мы будем «кидаться на амбразуру» и давать отпор обидчикам, то можно вырастить ребенка неуверенным в своих силах. Это тоже плохо.

Как реагировать на детские конфликты?

Давайте размышлять вместе.

Может ли маленький ребенок, который не умеет управлять своими эмоциями, у которого недостаточно опыта, поступать преднамеренно, умышленно плохо?

Конечно, нет!

Дети не умеют «художественно» издеваться, плести интриги, так, как это иногда делают взрослые.

Если малыш хочет игрушку – он будет всеми силами пытаться ее получить.

Дети спорят за игрушкуНо он не строит коварные планы по отношению к другому малышу: он просто хочет взять эту игрушку. И он ее берет. Из рук другого малыша. Как взял бы, если бы она лежала, например, на скамейке.

Завязывается  борьба за обладание вещью – в ход идут кулачки, зубы, совочек…

Но дети не являются врагами. Не переходят на личности. Не затаивают зла.

Вправе ли мы вершить «верховный суд» и вставать на сторону одного из участников драки?

Нет.

Но что же тогда  делать?

Самое разумное, пожалуй,  просто наблюдать за тем, чтобы дети не причинили друг другу боль, не принесли вред здоровью.

Конечно, если нашего ребенка дубасят лопаткой по голове, или обзывают старшие дети, мы вправе тактично вмешаться.

Как это сделать?

Хорошая мама (а тем более, «Мама на 5») –  умеет владеть собой, и не орет на детей, даже чужих, как торговка на рынке.

Потому что фразу «Я никому не позволю обижать своего ребенка!»  можно сказать и спокойным голосом, глядя в глаза обидчику (так мы покажем нашу твердость и решительность).

Далее — внимание участников потасовки переключаем на другой объект.

Дети отвлекутся от предмета раздора и продолжат вместе играть, моментально забыв обиды.

Но если мы видим, что чужой малыш настроен агрессивно и не может успокоиться, мы возьмем свои вещи и перейдем на другую площадку.Мама играет с ребенком в песочнице.

Это не будет уступкой и ретировкой.

Пусть буян успокаивается, приходит в норму, а мы в другом месте займемся каким-нибудь увлекательным делом!

Конечно, в любой  удобный момент мы рассказываем ребенку,  как нужно себя вести – что драться нехорошо, что нельзя причинять боль другим, что нужно делиться своими игрушками.  Читаем поучительные книжки. Рассматриваем картинки на тему «что такое хорошо, и  что такое плохо».

И подчеркиваем, что нужно уметь защищать себя.

Детских конфликтов не избежать.

Они были, и всегда будут.

Давайте мы не станем из-за этого переживать!

Дети играют в песочницеКак можно уладить детский конфликт?

Пример:

Мы собираемся с малышом на прогулку, где будут гулять и другие дети.

Ребенок хочет взять с собой свою любимую игрушку.

Мы, как взрослые люди – опытные и умные-разумные, понимаем, что конфликт неизбежен: дети будут делить эту игрушку, и могут ее сломать, испортить, испачкать. А она очень дорога нашему ребенку.

Что мы делаем?

•       Конечно,  предлагаем  эту игрушку оставить дома. Ребенку  объясняем, почему лучше так поступить.

•       На то, что придется делиться. Он, во всяком случае, не удивится, если кто-то захочет завладеть его игрушками.  Я, например, брала в песочницу несколько одинаковых формочек – так легче делиться.

•       Если разгорелся спор — не будем выявлять виновных и корчить из себя судью. В этом случае проиграют оба ребенка, т.к. каждый считает правым себя, и оба не понимают, что у другого – тоже есть свои потребности. Малыши не умеют пока сопереживать, сочувствовать. Каждый хорошо понимает только то, что нужно ему. Самое простое — переключить внимание детей на чтото другое.

•       У нас в запасе есть еще один замечательный выход из ситуации. Если детям уже 2,5-3 года, мы вполне можем уговорить их на поочередное пользование предметом: «Сначала сделает куличик Ванечка, а потом Машенька!». Как говорится, «И овцы целы, и волки сыты!». И все довольны.

•       Мы приучаем малыша к той мысли, что не всегда все равны. Иногда один ребенок нуждается в большем внимании, чем другой (например, если ребенок болен, если он совсем кроха и подобное).

•       При каждом удобном случае стараемся показывать ребенку, что мы его всегда любим, и будем его поддерживать, а если нужно – и защищать. Наш малыш хочет видеть, что его мамочка (папочка и т.д.) – добрый, справедливый человек, который умеет хорошо разрешать спорные ситуации.

•       Конечно, и свои взрослые споры мы решаем без присутствия ребенка.

Приятных вам прогулок!

Эксперт по лёгкому раннему детскому развитию,

Кира Петрова.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *